Миф, в котором мы живём

Как символы, окружающие нас, превращаются в проценты ВВП и в жертв необъявленных войн.

Статья опубликована в "Совершенно секретно - Украина" №5 за 2017 г.

Все материалы раздела "Политическая история"

Все заметки про историю бизнеса

В Киеве к Евровидению решили расцветить Арку дружбы народов. Воздвигнутая к 60-летию образования СССР, композиция из титановой радуги над двумя мускулистыми орденоносцами была, как известно, посвящена «воссоединению» Украины с Россией. Не представляющая особой художественной ценности гигантская скульптура вызывала нескрываемое раздражение у действующего министра культуры и даже главного архитектора Киева. Вопрос о её сносе поднимался несколько раз – и вот группа энтузиастов при поддержке части депутатов Киевсовета нашли альтернативное решение. Металлическая радуга, возможно, станет на время проведения конкурса Евровидение цветной. Авторы проекта назвали его «Арка многообразия». И немедленно вызвали нешуточный резонанс: раньше серая титановая радуга солидно символизировала российско-украинскую дружбу, чтобы под этим не понималось в текущих исторических обстоятельствах. Став цветной, радуга тут же превратиться в символ сообщества нетрадиционной сексуальной ориентации. А такое многообразие готовы приветствовать пока далеко не все наши сограждане. И теперь вокруг радуги в самом центре Киева разворачивается нешуточная, но пока что только идеологическая битва.

sym01

Символы – удивительно влиятельные штуки. Люди издревле придавали им мистическое значение. Простейшие геометрические фигуры – кресты, треугольники, звёзды – обладали, по мнению наших предков, магической властью над непознаваемыми силами, правящими миром. И хотя со временем наука сильно подорвала веру в возможности управлять при помощи тайных знаков миром материальным, в духовной и социальной сферах власть символов остаётся непререкаемой. Месяц май, переполненный разнообразной символикой как никакой другой, - самое время задуматься о значении символов в нашей жизни.

 

Маёвка

«Капиталистическое правительство объявило рабочий праздник днём национального торжества. Не работали заводы, фабрики, правительственные учреждения и магазины. На улицы вышли тысячи рабочих, солдат, служащих, людей самых различных профессий, несших над головами флаги и поющих под звуки оркестров русскую «Марсельезу». По всему Петрограду шли многочисленные митинги: то был действительно большой и радостный праздник». Так описал Первомай 1917 года тогдашний министр юстиции Александр Керенский. Мог ли министр вообразить, что это была первая и последняя на следующие 70 лет возможность свободной политической демонстрации.

А вот высказывание о символическом значении Первомая: «Этот самый прекрасный день весны должен отмечаться не как символ борьбы, а как символ созидающей работы, не как символ раскола, и, как следствие, упадка, а только как символ народного единства, и, следовательно, подъема». Это уже Адольф Гитлер, лидер Национал-социалистической рабочей партии, обращается к берлинским рабочим 1 мая 1933 года. Как и в СССР, в гитлеровской Германии, опиравшейся на пролетариат, рабочим не были позволены ни альтернативные политические движения, ни вообще какие-либо формы борьбы с действующей властью. Бороться можно было только вместе с ней – с внешними или внутренними врагами. Дефицит реальных прав и свобод компенсировался массированным, всепоглощающим агитпропом, в котором оба тоталитарных государства достигли безусловного превосходства над всем остальным миром. На службу пропаганде ставилось всё – от деятелей искусств до народных традиций. Одной из них были «маёвки».

sym02

Первомайская демонстрация. Берлин, 1934 г.

Обычай праздновать разгул весны уходит корнями в античность. В Древнем Риме на 1 мая приходились торжественные ритуалы, посвящённые богине здоровья и плодородия Фавне или Майе-Майесте. Раннее христианство заклеймило языческие обряды, и ушедшие в подполье ритуалы жриц-весталок обернулись шабашем ведьм в Вальпургиеву ночь, с 30 апреля на 1 мая. А народные античные гуляния превратились в Европе в маёвки: развлечения вокруг символа богини Майи – майского дерева.

Традицию отдыхать и веселиться в первый майский день в Россию завёз, разумеется, Пётр Первый, без разбору копировавший западные обычаи. В 1890 году конгресс II Интернационала объявил 1 мая Международным праздником рабочих. Поводом послужила забастовка анархистов в Чикаго с требованием 8-часового рабочего дня. Разумеется, забастовки в мире случались не только в первомай. Но «прикрепиться» к народному празднику, который обмечался в большинстве стран Европы, было более чем удобно.

sym04   sym03
  Пролетарии всех стран, хэнде хох!
  sym05
 Советский цирк на Первомае

В СССР и 4-м Рейхе маёвки превратились в главный праздник слияния народа и власти. Не случайно главную песню СССР, его неформальный гимн «Широка страна моя родная» поют в финале фильма «Цирк» именно на первомайской демонстрации. Впечатление все эти звёзды, флаги и мускулы производили не только на советских граждан. Парадная сторона тоталитаризма казалась настолько сияющей, что на другом полушарии тамошние интеллектуалы не на шутку обеспокоились.

Миранда

Кадры кинохроники и репортажи, добиравшиеся до США из Германии и СССР, не показывали ни жертв Голодомора, ни концентрационные лагеря, ни стройки ГУЛАГа. В то время, как в Америке бушевала Великая депрессия, обе страны народного / национального социализма демонстрировали миру белозубые улыбки, атлетические торсы и всеобщее благоденствие, вызывая всё больше симпатий «в массах».

В 1927 году в США вышла книга «Техника пропаганды в мировой войне», в которой Гарольд Лассуэлл, один из основоположников современной политологии, определил цель пропаганды как насаждение политической мифологии посредством управления значимыми символами. Основой политического мифа является т.н. «миранда» - совокупность символов власти, вызывающих восхищение. К началу 30-х влияние советской и нацистской «миранды» на сознание американцев стало беспокоить не только теоретиков политологии, но и широкую общественность.

Лассуэлл пришёл к выводу, что пресса, находящаяся в условиях свободы слова, не в состоянии установить барьер для вражеской пропаганды. Отсюда неминуемо возникала необходимость введения цензуры в условиях идеологической борьбы. Это вопиющее отклонение от фундаментальных ценностей демократии поддержал целый ряд ученых, медийщиков и других лидеров общественного мнения. Так ведущий журналист газеты New York World, будущий двукратный обладатель Пулитцеровской премии, автор термина «холодная война» Уолтер Липпман в своей книге «Общественное мнение» выразил сомнение в способности среднего человека самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому Липпман предложил создать специальный правительственный орган, в котором представители интеллектуальной элиты отделяли бы факты от вымысла и принимали решение, какую информацию стоит распространять через прессу, а что простым людям лучше не знать.

Общественная дискуссия на эту тему упиралась в Первую поправку к Конституции США. Поэтому всё, чего добились Липпман, Лассуэлл и их сторонники – это принятие в 1940 году, на пике просоветских и прогерманских настроений в стране, т.н. Акта Смита, определяющего как федеральное преступление сознательное и умышленное подстрекательство к насильственному свержению федерального правительства или правительства штатов. Акт продержался до 1957 года, когда Верховный суд признал его неконституционным.

В СССР, где на второ й день после октябрьской революции были закрыты все оппозиционные большевикам газеты, а люди исчезали не только из жизни, но и с фотографий, политическая мифология подменила все гуманитарные науки. Читал ли Сталин Лассуэлла, доподлинно неизвестно. Но в создании «миранды» и управлении ею вождь народов достиг непревзойдённого уровня.

Лассуэлл считал, что наибольший эффект дают т.н. эталонные или коллективные символы, которые формируются в общественном сознании или вводятся в него медленно, исподволь, незаметно. Но будучи «вживлёнными», становятся частью самоидентификации человека, настолько устойчивой, что ей не может противостоять никакая рациональная аргументация.

В самой тяжёлый для СССР период Второй мировой войны советская власть была вынуждена вернуть в обиход часть этой, отвергнутой в послереволюционные годы «миранды». 29 июля 1942 года одним указом Президиума Верховного Совета были учреждены ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского. Месяцем ранее Нарком ВМФ адмирал Кузнецов утвердил в качестве знака отличия для воинских частей, получивших почётное звание «гвардейские», пластину, обтянутую черно-оранжевой лентой, аналогичной ленте ордена и креста св. Георгия, использовавшихся в царской армии. 8 ноября 1943 года был учреждён Орден Славы – полный аналог царского Георгиевского креста.

sym06
Без погон. Бригадный комиссар Л.И.Брежнев беседует с солдатами перед боем. 1942 год.

В деле мифотворчества комиссар Брежнев опередит всех своих предшественников. 

К этому времени в Красную армию были возвращены слово «офицер» и царские погоны. Вот, как описывает принятие этого решения начальник Главного управления тыла Красной армии генерал Хрулев: «Когда главный интендант генерал-полковник Драчев разложил в приёмной все образцы погон, Сталин походил вокруг них, посмотрел и, приказав соединить его с Калининым, попросил его зайти к нему. Минут через десять явился Калинин. Обращаясь к нему, Сталин шутливо сказал:

— Вот, товарищ Хрулёв предлагает нам восстановить старый режим, — и попросил рассмотреть представленные образцы погон и одежды.
Михаил Иванович не торопясь, внимательно осмотрел все образцы и сказал:

— Видите ли, Иосиф Виссарионович, старый режим помним мы с вами, а молодёжь его не знает и золотые погоны сами по себе ни о чём ей не говорят. Если эта форма, напоминающая нам о старом режиме, нравится молодёжи и может принести пользу в войне с фашистами, я считаю, что её следует принять».

День Победы

Практичный подход к символам и формируемой ими мифологии был характерной особенностью большевиков. Пользуется популярностью лозунг эсэров «Земля крестьянам»? – пишем на транспарантах, хотя землю крестьянам не отдадим, а национализируем, как и собирались. Обнаружили на царской военной форме пятилучевые звёзды – символ бога войны Марса? – отлично, у нас тут империалистическая война перерастает в гражданскую, Марс нам в помощь (не забыть позже покрасить звёзды в красный цвет и сделать листовку для мобилизованных крестьян о том, что это не символ антихриста). Попалась на складах декоративная военная форма с шапками, имитирующими древне-русский (богатырский) шлем? – отдадим форму коннице Будёного, назвав шапку «богатырка». А лучше – «будённовка», поскольку у нас тут Интернационал, а не какой-нибудь великорусский шовинизм. Немцы дошли до Волги, армия деморализована? – вспомним о том, что у нас тут Святая Русь, а не какой-то непонятный Интернационал, вернём богатырей, погоны, отпустим из лагерей часть попов и разрешим им служить молебны за победу.

sym08

Но даже при всём своём цинизме, партийные вожди не осмелились превратить в послевоенные годы 9 мая в продолжение маёвки. В 1945-м победу в войне праздновали 24 июня, когда в Москве прошёл торжественный парад. Затем Днём Победы наряду с 9 мая был объявлен день 3 сентября – в честь победы над Японией. Через два года оба дня лишили статуса выходного. И следующие 18 лет никаких особых торжеств, особенно массовых мероприятий, Дни Победы не предполагали. Ни Сталин, которого трудно упрекнуть в скромности, ни Хрущёв, лишившийся высшего поста из-за любви к показухе, не увешивали советские города километрами «георгиевских» ленточек и фанерными орденами. Слишком много в СССР было людей, 2 года войны живших «под немцами». Слишком много тех, кто помимо воли оказался в СССР в 1939-м. И слишком много тех, кто не из газет знал, какой ценой была завоёвана эта победа: в ходе демобилизации с 1945 по 1948 год из рядов Красной Армии к мирной жизни вернулись более 8 млн солдат. Ещё около 4 млн было демобилизовано в ходе войны, в т.ч. более 2,5 млн инвалидов.

Была ещё одна причина для идеологической сдержанности: послевоенной стране не нужны были дополнительные стимулы, достаточно было того, что больше не нужно воевать. Затем началась хрущёвская «оттепель», и достаточно было того, что больше не сажали. Наконец, на фоне ужасов войны жизнь действительно заметно улучшалась.

Но уже к середине 60-х потенциал роста экономики СССР был почти исчерпан. В 1962-м началась подготовка новой Конституции, которую опубликовали только в 1977-м, уже в разгар «застоя». Весь тон последнего Основного Закона СССР соответствовал идеологии консервации действительности: всё, достигнутое за 60 лет социализма, следовало защищать и укреплять. Никакого видения будущего у авторов главного идеологического послания страны не оставалось: «Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии». Поскольку никакого великого будущего партия предложить народу не могла, она решила предложила ему великое прошлое.

sym07

Маршал, четырежды герой Брежнев и его книга о Великой Битве.

С 1965-го, с 20-летия Победы, начал интенсивно разворачиваться её культ. В ход пошёл весь арсенал советского агитпропа: гигантские скульптуры, эпические кинофильмы, бесконечная череда юбилеев битв, танков, военачальников. Апофеозом всей этой миранды стал бравурный марш, сочинённый Давидом Тухмановым на конкурс песен о войне к 30-летию Победы. «Возвратились мы не все», - вприпрыжку замечают авторы песни, словно опасаясь испортить лишними подробностями высокий пафос момента. Зато ведь пол-Европы прошагали, полземли… Так постепенно Вторая мировая война оказалась едва ли не главным источником величия советского народа. Да, макароны серые и бесконечные очереди за всем. Зато фашиста победили.

Символика Великой Октябрьской Социалистической революции и последовавшей за революцией гражданской войны прожила 70 лет и к концу этого срока из атрибута величия выродилась в череду анекдотов о Ленине и Чапаеве с Петькой. Хотя дело было совсем не шуточное: жертвами этого исторического периода стали более 10 миллионов человек. Символика Великой Победы, синтезированная в 60-70-х годах прошлого века, не только не теряет своей актуальности сегодня, через 70 лет после окончания войны, но и начинает жить собственной, независимой от своего исторического источника жизнью. Лента Ордена Славы стала по чьей-то прихоти «георгиевской», и это не смущает её нынешних носителей. Историческая правда о бое т.н. «героев-панфиловцев» оказывается теперь прямо-таки покушением на государственные устои Российской Федерации. История вообще перестала иметь значение в обсуждении Дня Победы. Теперь этот праздник стал, как и предсказывал Лассуэлл, частью и даже основой самоидентификации российско-советского народа.

На улице Ленина

Кто мог подумать каких-то 5 лет назад, что потянув за «георгиевскую» ленточку и нажав на нехитрые словесные конструкции вроде «Спасибо деду за Победу», можно заставить плясать в нужную сторону миллионы людей. И вот снова в российских СМИ кто-то замечает вприпрыжку: «Возвратились мы не все», рассказывая о военных операциях РФ в Сирии или Украине. Зато сколько прошагали!..

Мы то, что мы едим, говорят диетологи. Философы и психологи говорят: мы таковы, как называем окружающий мир. Символы, среди которых мы живём, исподволь, незаметно формируют наше представление о себе. Когда-то, когда СССР пытался, смеясь, попрощаться со своим прошлым, об этом точно спел Фёдор Чистяков: «Ты спросишь меня, почему иногда я молчу, Почему не смеюсь и не улыбаюсь. Или же наоборот, я мрачно шучу И так же мрачно и ужасно кривляюсь. Просто я живу на улице Ленина И меня зарубает время от времени».

Как известно, Украина – одна из самых отстающих по темпам роста экономики бывшая республика СССР. Вроде бы нелепо называть причиной этого памятники вождю революции в городах страны или названия улиц. Или празднование в первый день мая «Международного дня солидарности трудящихся» (да-да, он так у нас и называется до сих пор). Конечно, есть причины более существенные. Например, перераспределение более половины ВВП страны через госбюджет. Или бесконечные дотации шахтам и крестьянам. А ещё псевдобесплатная медицина и пенсионная система, доставшиеся в наследство от социализма. И, конечно, непрекращающийся поток популистов в политике. Никакой связи с Ильичём. Ну ни малейшей.

«Двум богам служить нельзя!» - заметил в 1925 году Михаил Булгаков в своём, увы, всё еще актуальном произведении. Невозможно в одно время жить на улице Ленина и интегрироваться в Европу. Поддерживать независимость Украины, и не задумываться, кто таков Петровский, чьим именем был назван один из крупнейших городов страны. Жить в мифе, созданном для укрепления СССР, и жаловаться на инфантильность народа. Миф нужно менять. Пусть радугу докрасят.